Наука и молодежь: чем живут молодые ученые ГГТУ им. П.О.Сухого и каким они видят будущее своей профессии

По традиции в последнее воскресенье января научная общественность страны отмечает свой профессиональный праздник – День белорусской науки. О том, чем живут молодые ученые Гомельщины и каким они видят будущее своей профессии, рассказал ректор Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Тимошин.

– Сергей Иванович, как удается заинтересовать и вовлечь молодежь в научную деятельность?

Наука и молодежь: чем живут молодые ученые ГГТУ им. П.О.Сухого и каким они видят будущее своей профессии

– В современном мире важно не только научить студентов будущей профессии инженера, но и подготовить думающего человека, творческого, способного находить нестандартные решения возникающих задач и проблем в своей будущей трудовой деятельности. Без подготовки молодежи и ее вовлечения в научную деятельность – нет будущего у университета. Его основа – это в первую очередь студенты, магистранты и аспиранты. Поэтому большое внимание мы уделяем развитию научной деятельности. В университете действует 20 студенческих научно- и учебно-исследовательских лабораторий, где ребята находят для себя интересные и увлекательные занятия. Конечно, в лабораториях студенты начинают с технического творчества, а затем все больше вовлекаются в решение актуальных технических задач как фундаментального, так и прикладного характера. Для представления результатов в университете ежегодно проводятся студенческие научные конференции, в том числе и международные.

– Известно, что в ГГТУ большое внимание уделяется молодым ученым. По каким направлениям они наиболее активны?

– Эту работу курирует совет молодых ученых. Кроме организации и проведения молодежных научных конференций и семинаров при их непосредственном участии в университете проводится конкурс молодых ученых по трем направлениям – техническим наукам, фундаментальным и гуманитарно-экономическим. Хотелось бы отметить, что в 2015 году лучшим молодежным инновационным проектом на IV Форуме вузов инженерно-технологического профиля Беларуси и России стала работа аспиранта Евгения Шматка «Организация производства «smart-кристаллов».

– Научные проекты, которые разрабатываются в университете, востребованы не только в Беларуси, но и в зарубежных странах. Как развивается международное сотрудничество по научным направлениям?

– На протяжении последних пяти лет университет являлся исполнителем 37 заданий в рамках Государственных программ научных исследований. Кроме того, выполнялись исследования по отдельным проектам, аспирантским грантам и научно-исследовательским работам, направленные на обеспечение деятельности Министерства образования Беларуси. Ежегодно в среднем 15 проектов финансировалось из средств Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. Кроме этого, университет имеет около 60 договоров и соглашений о взаимодействии с различными вузами и научными организациями России, Украины, Литвы, Польши, Казахстана, Италии и других стран. В качестве примера можно привести сотрудничество с Объединенным институтом ядерных исследований (Дубна, Россия). В рамках проекта по созданию коллайдера нового поколения NICА университетом ведутся работы по разработке системы электропитания считывания сигналов в детекторе.

– Вуз решает конкретные технические задачи для предприятий. Каковы успехи в этом направлении?

– Университет ежегодно выполняет 120-140 хозяйственных договоров по прямым заказам предприятий и организаций и внедряет около 50 разработок. За прошедшую пятилетку объем внебюджетного финансирования увеличился в 3,2 раза, объем бюджетного финансирования – в два раза. Университет сотрудничает со многими предприятиями и организациями Республики Беларусь. В качестве примера можно привести многолетнее сотрудничество с «Гомельтранснефть Дружба». В 2015 году успешно проведены натурные испытания разработанного внутритрубного герметизатора, который внедрен в опытную эксплуатацию. Это позволит уменьшить общее время простоя нефтепровода. Хотелось бы также отметить успешное взаимодействие с Белорусским металлургическим заводом. Здесь внедрена разработанная в университете новая конструкция узла обводных роликов, которые оснащены композиционными подшипниками скольжения на твердой смазке для канатных машин, осуществляющих свивку проволок в металлокорд. Ресурс узла превысил ресурс используемого аналога в 45 раз. При этом его изготовление будет осуществляться в условиях опытного производства в университете.

– Какие планы у одного из лучших технических вузов Беларуси?

– В следующей пятилетке основной задачей станет дальнейшее развитие научно-исследовательской и инноваци- онной деятельности, в том числе формирование базы и открытие профильных отраслевых лабораторий с предприятиями-партнерами университета. Это отраслевые лаборатории по разработке высокопроизводительного режущего инструмента, оптимизации холодновысадочной оснастки и инструмента, разработке и оптимизации технологических процессов в литейном производстве, энергетическому обследованию предприятий и нормированию топливно-энергетических ресурсов.

– Наука и образование обычно идут вместе. Как бы вы могли охарактеризовать направления развития образовательной деятельности университета?

– Наш университет – один из крупнейших по подготовке специалистов в области энергетики, автоматизации и информационных технологий, радиоэлектроники, металлургии, машиностроения, экономики и управления. Имеющийся набор специальностей достаточен для того, чтобы обеспечить заказчиков кадрами на ближайшие 5-10 лет. Наши выпускники пользуются спросом у работодателей. Однако принимая студентов на обучение мы должны предложить им образовательные программы, результаты изучения которых будут востребованы и в более отдаленной перспективе. Специалисты Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициа тив «Атлас новых профессий» провели масштабное исследование, чтобы выявить востребованные профессии в 25 отраслях экономики на ближайшие 15-20 лет. По его итогам определились так называемые «профессии будущего» и «профессии-пенсионеры». Анализ показал, что ни одна из специальностей, по которым ведется подготовка в техническом университете Сухого, не относится к «профессиям-пенсионерам». У абитуриентов, поступающих в наш университет, есть возможность получить образование, опережающее уровень развития общества.

Наука и молодежь: чем живут молодые ученые ГГТУ им. П.О.Сухого и каким они видят будущее своей профессии

Пять причин для поступления в ГГТУ имени П. О. Сухого, или Почему гомельский технический вуз – университет будущего

1. Мы модернизируем содержание действующих образовательных программ, вводя новые дисциплины и пересматривая содержание имеющихся, совершенствуя способы обучения. Все наши факультеты начали модернизацию образовательных программ, предлагаемых с 2016 года с целью повышения их привлекательности для абитуриентов, заказчиков кадров и студентов.

2. Внедряем в образовательные программы предметы междисциплинарного и общеинженерного характера (например, робототехника, мехатроника), усиливаем в образовательных программах позиции дисциплин, связанных с IT-технологиями: 2D- и 3D-проектирование и моделирование, программирование алгоритмов и устройств. Это позволяет повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, что является одной из наших приоритетных задач. В этом направлении сделано много, но еще многое предстоит. Например, абитуриентам разных специальностей набора 2016 года будут предложены новые дополнительные курсы по мехатронике, искусственному интеллекту, мобильным машинам, альтернативным источникам энергии, нанотехнологиям в энергетике, программированию роботов, программированию мобильных устройств на разных операционных системах (Android, Windows, Mac OS) и другим.

3. Укрепление связи с реальным сектором экономики было и будет нашей первостепенной задачей. Сейчас функционирует 21 филиал кафедр на крупнейших предприятиях региона. Студенты проходят практику в 150 организациях Гомеля, Гомельской области и Республики Беларусь.

4. Мы ставим перед собой задачу создания в университете единой цифровой образовательной среды, использования электронного обучения или его элементов для повышения доступности образовательных программ и повышения их эффективности. В настоящее время университет располагает развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой. Поддерживается функционирование десяти информационных электронных ресурсов. Организована публикация в электронном виде учебных курсов. С использованием электронных сервисов студентам предоставлена возможность интерактивного общения друг с другом и с преподавателем в удобное для них время. Начата подготовка по дистанционной заочной форме обучения с использованием системы электронного обучения.

5. Для решения упомянутых задач мы продолжим оснащение учебных лабораторий современным оборудованием. Только за 2015 год приобретено новое оборудование для кафедр. Это специализированные стенды, часть из которых изготавливалась по специальному заказу, измерительное оборудование, робототехнические и мехатронные устройства, 3D-устройства – сканеры и принтеры, станки, электронные хранилища данных, веб-камеры и другое.

Виктория Кашпур
«Гомельская праўда»
gp.by