На сегодня самые востребованные специалисты – в сфере IT. Их работа привлекательна: высокая заработная плата, система нефинансовых бонусов, интересные проекты. Лёгок ли хлеб разработчиков? Можно ли стать программистом «с нуля»? Что нужно знать будущим айтишникам? Всё, о чём вы хотели узнать, но не знали, у кого спросить, – вы прочитаете в серии тематических статей проекта <Айтишники> Гомельских ведомостей.
К созданию игр, мобильных приложений и сайтов, которыми пользуются люди во всём мире, причастны и разработчики из Беларуси. Всем известен отечественный проект – компьютерная игра World of Tanks. Белорусские программисты также стали авторами одного из самых популярных мобильных приложений в мире – Viber. Но львиную долю в IT-сфере по-прежнему занимает аутсорсинг. В этом направлении наша страна обладает огромным потенциалом, который оценён и используется бизнесом.
Для справки: Аутсорсинг – передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
– Сегодня гомельчане больше заняты аутсорсингом, но это не означает, что они не стремятся увеличить продуктовую составляющую. Белорусские компании и иностранные представительства на территории нашей республики делают программные продукты, которые продаются за рубежом, – пояснила руководитель гомельского филиала ИООО «Эксадел» Мария Семенкова. – И всё это в условиях жёсткой конкуренции не только с индийскими, но и европейскими разработчиками. Ведь компания может разработать один проект, который принесёт ей не годовой доход, а 10 годовых прибылей. Наша компания тоже направлена не только на аутсорс. Один из собственных продуктов – Appery.io – облачный онлайн-сервис по созданию приложений для смартфонов.
Кадровый голод
По статистике, число вакансий значительно превышает количество свободных на рынке программистов. Кадровый голод обусловлен ростом IT-рынка в мировом масштабе – автоматизируются отрасли, появляются современные устройства. Поэтому создаются новые фирмы, рабочие места. На востребованность айтишников влияет развитие в Беларуси крупных IT-компаний, которые за десятилетия работы сформировали имидж качественного исполнителя. Поэтому число заказов растёт, что тоже подогревает спрос на наших специалистов.
– Первоначально филиал «Эксадел» открылся в Минске, затем – в Витебске, Гомеле и Гродно, – рассказала о развитии компании Мария Семенкова. – Представительства есть и в странах СНГ. Со временем увеличивается количество заказов и проектов – растёт необходимость в кадрах. Поскольку к белорусскому аутсорсингу появилось больше доверия, некоторые IT-позиции стали востребованными и в нашей стране. Если пару лет назад специалисты, которые решают, какой функционал «прикрутить» к программе, были только со стороны заказчика, то теперь они уже есть в штате исполнителя.
У каждой IT-компании свой тип развития, но главные цели у всех общие – преумножение капитала. Неслучайно сфера информационных технологий сосредоточена на бесконечном росте разработчиков, так как они – один из инструментов прибыли.
– Компетенция программистов должна успевать за предъявляемыми рынком требованиями, – отметила Мария Семенкова. – Поэтому важны люди, готовые постоянно изучать технологии. Заказчик всегда просит показать резюме специалистов, которые будут работать на проекте. Например, зарубежные компании Google и Microsoft борются не за пиар и даже не за технологии, а за репутацию компании и качество продукта. Они удерживают каждого человека, так как в этом бизнесе всё зависит от людей. Скажу, что сражаться за специалистов приходится абсолютно всем компаниям.
Зарплатные ожидания
Отдельный вопрос – система оплаты труда разработчиков. Зарплатные ожидания полностью отвечают багажу знаний программиста. Условно уровень умений и навыков оценивается тремя позициями: джуниор – «удовлетворительно», мидл – «хорошо», сеньор – «отлично». Соответственно, оплата труда от первой до последней позиции разнится в сторону увеличения.
– Со старта новичкам рассчитывать на заоблачные зарплаты не приходится, – прокомментировала Юлия Семенкова. – Высокие доходы приходят с годами, как и опыт. Человек начинает со стажёра и только через несколько лет может стать лидером команды разработчиков.
Новички начинают с малого – 200–300 долларов. Зарабатывать 1,5–2 тысячи долларов в месяц человек сможет, когда приобретёт опыт, выучит технологии, английский и многое другое. Практиковаться для этого необходимо в среднем 5 лет. При этом «потолка» зарплаты в IT нет.
Дело не «в корочке»
Даже молодые специалисты с хорошими знаниями, но без стажа работы всегда востребованы в IT. Впечатление о новичке складывается не по количеству дипломов, а по тому, насколько он готов к самообучению. Иначе то, что он знал вчера, может устареть уже завтра.
– Конечно, больше перспектив открывается перед опытными специалистами, – уточнила руководитель гомельского филиала «Эксадел». – Но работодатели не обходят своим вниманием и студентов. Если человек хочет программировать, то обычно таких учащихся компании замечают ещё на третьем курсе. К концу обучения в вузе все заинтересованные в своей профессии студенты уже работают.
По словам Марии Семенковой, корочка диплома или свидетельство об окончании курсов сегодня никого не интересует в IT-бизнесе. Поэтому не стоит допускать ошибку: переобучившись на курсах и не наработав опыта, броситься работать программистом только потому, что компании обещают высокую зарплату, – непродуманный шаг:
– Обязательные требования для разработчиков – писать красивый код и владеть английским. Советую ребятам уже со школьной скамьи обратить внимание на математику, подтянуть иностранный язык. Как показывает практика, человек, закончивший вуз по IТ-специальности, быстрее продвигается по карьерной лестнице, у него есть все шансы повысить свои доходы в короткие сроки. Конечно, если у человека иное образование, то он тоже может попробовать «кодить». Например, в нашей компании работают бывшие врачи, преподаватели. Но вход в новую для них профессию был настоящим суровым испытанием, так как нужны практические навыки и умения. Естественно, я говорю лишь об основах программирования. Углубленное изучение предметной области от любого новичка потребует бессонных ночей и интенсивной учёбы. Причём нужно быть готовым читать много профессиональной литературы. Это связано с тем, что одни технологии устаревают, другие выходят на первый план – необходимо быть мобильным и стремительно впитывать в себя новое. Способность к самообучению – один из главных навыков. Иначе через несколько лет ценность специалиста на рынке значительно снизится, и это отразится на зарплате.
Успешным стартом карьеры может стать присоединение к группе программистов при разработке какого-либо проекта. В этом случае на практике можно быстро набраться опыта. В целом «кодер» должен уметь адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые. А тем, кто претендует на позицию ведущего программиста, нужно иметь навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.
Разработчик может сделать карьеру до руководителя группы программистов, IT-директора предприятия, менеджера IT-проекта.
Непыльная работа
Профессия программистов, как говорится, непыльная, но время от времени им приходится мириться с вечерними переговорами и отправляться в зарубежные командировки.
– Начинать писать код специалист может и к полудню, – уточнила Мария Семенкова. – При этом выполнить все поставленные задачи на день ему необходимо в любом случае. Да и если заказчики находятся за рубежом, то оговаривать детали проекта нужно поздним вечером. Разница в часовых поясах Гомеля с Нью-Йорком – 8 часов, поэтому наши ребята могут иногда задерживаться на работе до 23.00. Если говорить относительно нашей компании, то разработка продуктов предполагает командировки в США. Но я не встречала ни одного человека, который бы отказался от опыта работы в команде зарубежных коллег.
«Тыжпрограммист»
Как констатировала Мария Семенкова, айтишников окружает масса мифов – у людей складывается неправильное впечатление о профессиях в сфере IT в целом.
– Многие уверены, что IT – это сугубо мужской мир. Например, в нашей компании никто не заморочен на гендерных вопросах. В «Эксадел» работает много девушек в возрасте до 30 лет – это не только «кодеры», но и тестировщики, бизнес-аналитики, дизайнеры. Также бытует мнение, что разработчики – люди, которые ремонтируют компьютеры и устанавливают Windows на ноутбуки. Разумеется, в нашей работе без знания «начинки» ПК не обойтись, но реанимировать сломанную технику – задача других специалистов. Кроме того, ребята читают много узкоспециализированной литературы. Отсюда складывается неверное мнение о том, что они «ботаники». Однако сколько бы легенд ни слагали, хорошие IT-специалисты имеют реальную возможность к 30 годам быть материально обеспеченными.
Также руководитель гомельского филиала компании «Эксадел» уверена, что айтишников не поджидает участь некогда модных экономистов и юристов.
– IT-рынок постоянно развивается, и время, когда все вакансии будут заняты, не наступит ещё несколько десятков лет. В Гомеле ежегодно открываются новые компании, создаются рабочие места. Также дефицит IT-специалистов за рубежом компенсируется за счёт реализации европейских и американских проектов и в нашей стране.