Куда расти в тестировании: от автоматизатора до Project Manager к 24

Артем Савосик присоединился к EPAM на третьем курсе университета, уже имея за плечами опыт работы автоматизатором и PHP-разработчиком. К 24 годам он успел отучиться в магистратуре, стать проектным менеджером, выступить как спикер и организатор множества конференций и митапов. Как идти вверх по профессиональной лестнице, отталкиваясь только от собственных интересов, – в интервью Артема!

image.jpg

Как ты определился, что IT – твоя будущая специальность?

До начала 11 класса я думал над двумя сферами. Я хотел стать юристом, это тянулось еще из детства: моя бабушка очень любила смотреть такие передачи, как «Час суда», и сериалы, где клевые адвокаты с пламенными речами защищают невиновных. Все это сформировало яркий образ профессии, над которой я задумывался. В то же время я очень любил компьютерные игры. Но мне нравилось не просто проходить их, а еще и кастомизировать, редактировать, делать процесс игры интереснее и проще. Поэтому сфера технологий тоже прельщала.

Решение, в какой из одинаково интересных мне сфер пробовать свои силы в будущем, было действительно непростым. Я обсуждал возможности с друзьями, которые уже учились или работали, советовался с семьей. В итоге сделал, как мне кажется, выбор в сторону перспектив и уверенного будущего, развивающейся сферы, где постоянно нужны новые специалисты. Так я начал свой путь в IT.

Понимание того, что IT – это мое, пришло еще на первом курсе. Я начинал в небольшой компании, и то, как строятся проекты и все организовано в целом, меня приятно удивило. Понимание рабочего процесса, которое сформировалось у меня в школе и университете, кардинально отличалось от того, что я увидел. Я понял, что сотрудники здесь не для того, чтобы получить хорошую оценку, а с целью сделать что-то крутое, проявить себя и помочь своими идеями кому-то. То, как в IT люди горят своей идеей, как погружаются в детали для ее реализации, очень поменяло мое мировоззрение и дало понять, что это именно та сфера, в которой я хочу работать.

Как ты пришел в Test Automation?

Мой друг нашел IT-компанию, которая набирала студентов без опыта на вакансию мануальных тестировщиков, и пригласил меня поучаствовать с ним, «повариться» в этой сфере и понять, как она работает на деле. В университете мы учились на программистов, поэтому нам предложили попробовать автоматизированное тестирование. Так, почти случайно, я попал в Automation Testing и начал расширять свое понимание дисциплин в IT, ведь раньше думал, что можно стать только разработчиком или тестировщиком.

Как ты попал в команду EPAM?

Где-то на втором году работы у меня началось что-то вроде кризиса самоопределения. Автоматизация в том виде, в котором она у нас применялась, немного приелась: в один момент мы перестали делать что-то новое, и работа превратилась в рутину. И я подумал, что так, наверное, будет всегда, а, значит, стоит уходить в разработку. Мы договорились с менеджером, что я смогу стать разработчиком, не меняя компании. Из Java я перешел в PHP и полгода работал PHP-разработчиком. Было непросто, приходилось изучать много новых технологий и процессов, но главное, я не чувствовал какого-то большого шага вперед от этого перехода.

В это время со мной связалась рекрутер из EPAM, и я решил сходить на собеседование. Четко высказал, что автоматизация наскучила, и прямо на интервью мне открыли глаза на то, насколько мое понимания этой сферы узкое, показали, что тестирование в целом и автоматизация в частности очень разностороннее и полное возможностей направление, что еще можно в нем попробовать. Получив предложение присоединиться к компании, я решил – this is the way. Так EPAM вернул мне интерес к автоматизации, и я открыл ее с совершенно новой стороны.

Сразу поступив в университет, ты начал работать по специальности. Сложно ли было совмещать работу и учебу?

Я бы не сказал, что было очень сложно. Конечно, сил на сто процентов выкладываться и там, и там не хватало, но я и не ставил перед собой такой цели. Приоритетом для меня все же была работа, поэтому не могу назвать себя идеальным студентом, но мне удавалось сохранять баланс. Первое время работал не на полную ставку, что позволяло выделять часть свободного времени и сил под учебу. Но дальше становилось все сложнее, нужно было больше внимания уделять работе. Поэтому в университете на что-то приходилось «забивать», а что-то делать прямо в университете, либо иногда (совсем иногда) по ночам. Но к концу учебы и требования преподавателей стали постепенно снижаться, т.к. к 4-му курсу я был далеко не единственным, кто уже работал.

В процессе обучения я очень часто задавал себе вопрос: «А зачем мы вообще это учим?». Я не понимал смысла в каких-то древнейших технологиях, в основах математики и устройства языков программирования. Думаю, что каждый, кто работал во время учебы, задавался подобными вопросами: обычно, попадая в компанию, ты выполняешь нужные задачи конкретными инструментами и на первых порах не вдаешься в детали. Уже ближе к концу учебы, когда я начал сам писать инструменты и фреймворки, задумывался об оптимизации работы, я неожиданно для себя вернулся к тому, что мы изучали на первых курсах. И словил себя на мысли, что это пригодится на практике, а не только в рамках теоретических концепций. Важный момент, который я осознал гораздо позже, – университет очень хорошо дает понять основы, чтобы ты понимал как все устроено в целом. Да, в первые годы тебе это, в принципе, не очень нужно. Но дальше, когда ты начинаешь творить самостоятельно, придумывать, как решить какие-то проблемы нестандартными способами, фундамент и концепции из университета оказываются очень полезными. Сейчас я понимаю, что, если бы университета в моей жизни не было, было бы гораздо сложнее, пришлось бы многое поднимать с нуля курсами и самообразованием.

Посоветовал ли бы ты студентам пробовать себя в работе, пока они еще учатся?

Стопроцентное да! Но важно понимать, чего конкретно вы хотите. Многим ребятам, которые учились со мной в группе, была интересна именно академическая составляющая, научность программирования: сложные алгоритмы, олимпиадные задачи и вопросы на грани математики и программирования. Уверен, что и в работе им это пригодилось, но на практике они себя попробовали довольно поздно. И это логично: чтобы работать со сложными концепциями, математикой и алгоритмикой, нужно много времени, чтобы осознать эти области хорошо. Такой путь, я уверен, тоже открывает большое будущее, на серьезных позициях эти знания оказываются необходимыми. Например, на собеседовании, которое я однажды проходил в Яндекс, одним из больших разделов были алгоритмы.

Если вам не так интересны научные знания, то я советовал бы пробовать себя в практике как можно раньше, чтобы к последним курсам вы смогли прийти к тому, что я понял только после выпуска: чем полезно университетское образование именно для вас, какие курсы могут помочь вам прямо сейчас в вашей работе, как применять знания на практике.

Как сейчас развивается твоя карьера? Что тебе больше всего нравится в твоей работе на данном этапе?

В карьере автоматизатора я дошел до уровня lead специалиста и решил, что можно попробовать что-то еще. Благодаря проекту, на котором я долгое время работал, я начал постепенно переходить в сторону менеджмента. Мне это давно было интересно: я наблюдал за своими проектными менеджерами, подмечал, как они работают, что мне нравится. Благодаря своему проектному менеджеру и ее помощи я рискнул на смену профессии в рамках IT, прошел официальный assessment на проектного менеджера и активно развиваюсь в этом направлении. В нем я вижу свое будущее. Уверен в том, что менеджмент получается у меня сейчас далеко не идеально, но чувствую себя на своем месте.

Что сейчас входит в твои обязанности?

Если формулировать очень классически – привести проект к успеху. Если говорить более детально, я должен делать все, чтобы команда помогала бизнесу максимально эффективно достигать своих целей. Мне необходимо адаптировать и оптимизировать процессы в команде, следить за бюджетом, выполнением договоренностей и дедлайнов. Если возникают проблемы у команды – это в первую очередь мои проблемы.

Что мотивирует тебя работать и развиваться в EPAM?

Здесь ты четко понимаешь, куда и как ты можешь прийти. В EPAM при достаточном желании с твоей стороны тебе открываются все дороги, ты можешь сам управлять своей карьерой. Эта мысль появилась у меня еще в первые месяцы работы в компании. У нас очень четко прописаны возможности движения по карьерной лестнице. Изначально я понимал, что если буду полезен на своем проекте, буду брать на себя больше ответственности и обязанностей, чем это требуется для middle инженера, то я точно смогу претендовать на то, чтобы стать senior. При этом в EPAM существует матрица компетенций и четко определено, что должен уметь тот или иной специалист. Ты ясно понимаешь, что тебе нужно делать, чтобы получить новую должность. Это позволяет ставить перед собой конкретные достижимые цели, к которым ты распланированно двигаешься. И в этом всем мне активно помогали мои менеджеры, проектный и ресурсный, за что я им обоим неимоверно благодарен. Их нежные «пинки» и предоставленные возможности, которых я не всегда заслуживал, помогали мне продолжать двигаться в нужную сторону.

Глобально ты тоже представляешь, каких высот можешь здесь достичь. Есть много планов и схем, где подробно объясняется, что lead – не потолок, дальше у тебя много возможностей. Помимо перехода в менеджмент, появилась концепция бесконечного развития наших инженеров. Ты можешь сам выбирать свое направление и двигаться вверх по карьерной лестнице, отталкиваясь только от своих интересов. В то же время, благодаря внутренним системам и их прозрачности, ты можешь найти профили Director или Chief специалистов компании и посмотреть, как развивались они, взять в пример их план роста, ведь часто оказывается, что и они приходили в EPAM junior специалистами.

Такая открытость в корне изменила мои представления о процессах повышения и роста в больших компаниях. Здесь очень мотивирует то, что ты просто можешь сам делать что-то крутое, и это заметят: твой ресурсный менеджер, коллеги, комиссия, которая будет принимать решение о повышении. Именно твои достижения, а не что-то еще, будут влиять на твой рост, а значит – все в твоих силах.

Существует миф, что в тестинге очень быстро достигаешь потолка. Куда, на твой взгляд, следует развиваться в тестировании, чтобы не чувствовать, что застрял на одном месте?

Как я уже говорил, у меня было довольно узкое видение тестирования в начале карьеры, поэтому до какого-то времени я тоже придерживался этого мифа. Раньше я видел развитие тестировщика как просто постепенное совершенствование уже имеющихся навыков. Такое же представление изначально было и о программировании.

В EPAM я стал видеть гораздо больше людей и специальностей. Я узнал, что существуют Test Lead специалисты, которые не только тестируют, но и управляют тестированием, работают с процессами и качеством. Я стал понимать глубже, что такое Quality Assurance, как много деталей во всем процессе тестирования. И надо потратить много лет и сил для того, чтобы стать универсальным тестировщиком, выстраивать эффективные тест-стратегии для разных бизнес доменов и для любых приложений. Такая работа становится настоящим искусством.

Тестировщики – очень процессные люди. Они любят четкость и документированность, что является идеальным качеством для роста в Project Management. Если интересно тестирование как явление, то можно стать частью Competency Center, где ты будешь управлять тестированием на уровне компании, находить лучшие практики, помогать проектам и бизнесу делать QA лучше.

И я уверен, что есть еще много путей развития. EPAM слишком большая компания, чтобы достичь потолка.

Что помогает тебе развиваться профессионально?

Я расскажу о развитии и как менеджера, и как технического специалиста.

Менеджмент стал абсолютно новой сферой для меня. Я не знал, где искать информацию и образовательные ресурсы, которые будут полезны именно для моих кейсов. Я начал с исследования той базы, которая есть в EPAM. У нас оказалось достаточное количество курсов и отдельных тренингов, связанных с менеджментом, на первых парах это помогло влиться в новое направление. В том числе помогла экосистема компании, которая сама по себе способствует развитию.

Также мне очень помогали книги. О менеджменте в целом, а не только в IT, как об искусстве управления уже много чего написано. Специфическая литература об управлении, с большим количеством расставленной по полочкам теории и практических кейсов, очень помогла мне начать формировать менеджерское мировоззрение. Сочетая уже проверенные идеи с процессами компании, я стараюсь развивать свой собственный стиль управления, который, очевидно, сейчас не идеален или даже хорош, но точно находится в активном становлении.

Моей первой книгой по управлению (возможно, опытные менеджеры скажут, что она попсовая) стала «45 татуировок менеджера» Максима Батырева. Для формирования понятийного аппарата и понимания «что такое хорошо, а что такое плохо» у начинающего менеджера это оказалась идеальная книга, она стала для меня судьбоносной в самоопределении. По ходу получения нового опыта я перестал быть согласным с некоторыми положениями автора, но они заставляют задумываться над многими ситуациями, что важно для меня.

Еще одна классная книга, уже связанная с менеджментом в IT, – «Deadline. Роман об управлении проектами» Тома Демарко. Она очень интересно построена в виде реального романа со своими персонажами и сюжетом, и подкинула много интересных мыслей по управлению. И, завершая топ-3, я могу назвать чудесную книгу о риск-менеджменте «Вальсируя с медведями» от того же автора. Так как риск-менеджмент – очень важная составляющая управления проектами, я очень рекомендую ее проектным менеджерам.

Помимо книг и курсов, для развития в этом направлении очень поможет Managers Mentoring Program от EPAM. Я прямо сейчас прохожу ее вместе с моим ментором Аленой Шмелевой, которая открывает мне глаза на многие вещи. Опыт ментора и его взгляды очень помогают в формировании своих. Благодаря совместной работе мы поменяли многие процессы управления на моем проекте. И это то, что также очень подкупает меня в EPAM, – огромное количество крутых специалистов и культура knowledge sharing.

Теперь про развитие в техническом плане. Когда я работал инженером, у меня была большая проблема с тем, чтобы найти необходимые мне ресурсы – книги, статьи, курсы. Многие концептуальные знания, которые подаются в книгах, я уже получил в университете, а мне очень не хватало конкретных знаний по инструментам или решению узких проблем. В момент, когда я почувствовал ступор, мне на помощь пришли комьюнити и их видео-контент с конференций и образовательных встреч. Я слушал крутых специалистов и получал от них ответы на свои вопросы. Переработанные и преподнесенные понятно для меня мысли уже сложившихся специалистов помогли понять, что я делаю правильно, а где иду не туда. И сейчас я очень рекомендую всем обращать внимание на комьюнити и по возможности общаться с опытными специалистами – это очень вдохновляет и хорошо толкает вперед.

Что ты можешь посоветовать тем, кто только начинает свой путь в IT и в тестировании?

Не бойтесь отказываться от того, что вам не интересно. К счастью, IT очень большое, и даже если вы нетехнический человек, вам точно найдется здесь место. IT развивается очень быстро, и спрос есть на самые разные специальности. И если вы в процессе обучения или уже после начала работы понимаете, что это не совсем то, что вы хотите, всегда можно попробовать что-то еще, даже не меняя проекта. Если вы не чувствуете себя комфортно, то это хороший знак, что стоит сделать шаг в сторону и увидеть новые возможности, которых в IT с каждым днем все больше.

careers.epam.by