Командный чемпионат мира по программированию среди сборных команд высших учебных заведений (ACM International Collegiate Programming Contest) проводится Международной организаций Association for Computer Machinery (ACM) с 1977 года. Схема организации чемпионата включает три этапа: четверть финала, полуфинальный и финальный. Команды-победительницы региональных групп выходят в финал и разыгрывают звание чемпиона мира, Европы, Северной Америки и других континентов.
Организация ACM была основана в 1947 году в Филадельфии сотрудниками Пенсивальского университета, создавшими первый в мире компьютер ENIAC. В настоящее время АСМ является наиболее авторитетной международной организацией в мире компьютеров, объединяющей более 80000 человек – ученых, инженеров, программистов, студентов – всех специалистов, занимающихся проблемами огромного современного компьютерного мира. Поле деятельности АСМ весьма широко: проведение конференций, издание журналов и книг, присуждение ежегодных премий за достижения в области теоретической информатики и компьютерных технологий и, в частности, знаменитой ACM Annual Meeting Turning Award, называемую нобелевской премией в области компьютеров.
Ежегодно в феврале-марте АСМ проводит так называемую компьютерную неделю ACM Computing Week. В программу этой недели входят конференции по основным направлениям компьютерных наук, выставки, демонстрации, встречи молодых программистов с предполагаемыми работодателями и др. Одним из главных событий ACM Computing Week является финал командного чемпионата мира по программированию среди студентов, победители которого награждаются вместе с лауреатами различных научных премий на традиционном, ежегодном, торжественном собрании ACM Award Banquete.
В первые годы в этих соревнованиях участвовали в основном команды северо-американских вузов, а весь остальной мир был представлен одной европейской региональной группой. Однако, начиная с 1990 года в связи с быстрым распространением персональных компьютеров, резко возрос международный интерес к этим соревнованиям, и буквально каждый год появляются команды-участники из новых стран.
За сорокалетнюю историю состязаний сформировались международные правила этих соревнований, в соответствии с которыми, команде, состоящей из трех участников, предоставляется один компьютер и предлагается в течение 5 часов решить максимальное число из предложенных задач. Количество задач обычно варьируется от 6 до 12. Побеждает команда, решившая наибольшее число задач, а в случае равенства числа решенных задач - команда, затратившая на их решение меньше времени.
Характер традиционно предлагаемых задач предполагает, что участники продемонстрируют свое мастерство как в искусстве компьютерной алгоритмизации задач, так и в составлении эффективных программ, реализующих выбранные для решения задачи.
Способность страны выявить, собрать и воспитать ряд команд талантливых и сообразительных ребят, способных бороться за победу во всех региональных соревнованиях, победить, попасть на финал первенства и соревноваться на равных с лучшими представителями стран мира, свидетельствует об общем уровне развития компьютерных технологий в данной стране и ее возможном будущем потенциале в этой области человеческой деятельности.
С 1988 года Белорусский государственный университет стал одним из 250 центров, где ежегодно в октябре проводятся региональные четвертьфинальные соревнования чемпионата мира по программированию. В БГУ съезжаются лучшие команды из вузов Беларуси, Латвии, Литвы, Эстонии, Калининградской области РФ, чтобы пройти отбор для дальнейшего участия в полуфинальных соревнованиях. Для студентов, представляющих вузы Республики Беларусь, соревнования уже много лет рассматриваются, как Республиканская студенческая олимпиада по программированию.
В этом году на XХ четвертьфинальных студенческих командных соревнованиях чемпионата мира по программированию Западного региона, проходивших с 31 октября по 3 ноября в БГУ, Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого представили 2 команды, полностью состоящие из студентов факультета автоматизированных и информационных систем.
Команда GSTU-1:
- Болбуков Юрий, гр. ИТ-21
- Веревкин Станислав, гр. ИТ-21
- Демидов Александр, гр. ИТ-21
Команда GSTU-2:
- Амусин Николай, гр. ИТ-32
- Сыч Алексей, гр. ИП-31
- Шур Павел, гр. ИТ-32
Подготовкой команды занимались доцент кафедры «Информационные технологии» Кравченко О.А. и ассистент той же кафедры Цалко И.Н.
С итоговой турнирной таблицей чемпионата можно ознакомиться по следующей ссылке fpmi.bsu.by.
Поздравляем наших ребят, которые достойно представили университет на командном чемпионате мира по программированию.
Владимир Лукьяненко