Ровно 10 лет назад трое выходцев из PayPal – Чад Харли, Стивен Чен и Джавед Карим – зарегистрировали доменное имя YouTube.com. Тогда еще не было ни Facebook, ни «ВКонтакте», а основатели YouTube уже хотели создать сайт, на котором пользователи смогли бы делиться своим видео, а в перспективе — оценивать ролики других пользователей и даже общаться друг с другом.
Как запускался один из главных сайтов в интернете? Что было в его первом ролике? И как за 10 лет YouTube изменил мир вокруг? Ответы на эти и другие вопросы в инфографике «Ленты.ру».
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
В 2005 году три бывших сотрудника PayPal создали видеохостинг, позволяющий всем желающим загружать, просматривать и делиться видео.
14 февраля 2005 — Активация домена YouTube.com, официальная дата рождения сервис
23 апреля 2005 — Первое загруженное видео: 18-секундный ролик,
любительская съемка в зоопарке Сан-Диего
Май 2005 — Бета-версия сайта
Декабрь 2005 — Публичный запуск сервиса
Декабрь 2005 – Октябрь 2007 — Сервис пережил головокружительный
взлёт в 2006–2007 годах, став третьим по популярности
сайтом интернета. В июле 2006-го каждый день приносил
YouTube сто миллионов просмотров
Ноябрь 2006 — Корпорация Google купила YouTube за 1,65 млрд долларов
Май 2007 — Видеохостинг запустил партнёрскую программу,
которая позволила пользователям зарабатывать на показах
своего видео, превратив хобби в бизнес
Март 2009 – Май 2010 — Во второй половине 2009 года YouTube
ненадолго отступил на четвертое место,
когда в тройку лидеров ворвался Facebook,
а Yahoo ещё не покинул её
Декабрь 2012 — Видеоклип Gangnam Style стал первым видео,
преодолевшим отметку в миллиард просмотров
YOUTUBE СЕЙЧАС
Каждую минуту пользователи загружают 300 часов видео
Ежедневно добавляется миллионновых подписчиков на каналах
Каждый месяц пользователи просматривают более шести миллиардов часов видео
Всего у YouTube более миллиардапользователей
ГЕОГРАФИЯ
Более 60% посетителей YouTube приходятся на десять стран.
НА СТРАЖЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
Content ID — система отслеживания нарушений авторских прав в YouTube. Запущена в 2007 году.
Правообладатели добавляют свои произведения в референсную базу системы. При загрузке на YouTube каждого видео оно автоматически сопоставляется со всеми произведениями референсной базы:
- отдельно сопоставляются аудио- и видеодорожки
- ведётся поиск фрагментов чужого контента
Информация о выявленных нарушениях направляется правообладателям. Они имеют право:
- заблокировать весь видеоролик
- отключить звук для аудиодорожки, правами на которую он владеет
- монетизировать видео, добавив в него рекламные объявления
- не предпринимать никаких действий
ПОПУЛЯРНЫЕ ВИДЕО И КАНАЛЫ
Из Топ-100 самых популярных видео 95 — музыкальные клипы. Но если взять Топ-100 самых популярных каналов, то лишь треть из них посвящена музыке:
- музыка ( 31% )
- юмор ( 27% )
- видеоигры ( 19% )
- кино и ТВ ( 6% )
- лайфстайл ( 4% )
- спорт ( 3% )
- образование ( 2% )
- другое ( 8% )
САМЫЕ ПРИБЫЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ЗА 2014 ГОД (МЛН ДОЛЛ)
Если взять любой из приведенных ниже каналов и разделить его заработок на число просмотров, то выйдет примерно один доллар за тысячу просмотров. Однако на самом деле YouTube начисляет деньги не за показы видео, а за рекламу, размещаемую на популярных канала.
- DC Toys Collector (4,9). Unboxing для детей: девушка распаковывает и собирает игрушки компании Disney, затем играет с ними.
- Taylor Swift (4,1). Канал популярной кантри-поп исполнительницы: музыкальные видео.
- PewDiePie (4,0). Канал шведского видеоблогера, абсолютный лидер по числу подписчиков (33,9 млн) и просмотров (7,6 млрд). Основной жанр — playthrough.
- LittleBabyBum (3,5). 3D-анимация по мотивам народных песенок для детей.
- Get Movies (2,7). Российский канал, дистрибьютор российских мультфильмов. Наиболее популярен сериал про Машу и Медведя. По словам владельцев, около половины просмотров канал получает за пределами России и СНГ.
- MOVIECLIPS Trailers (2,7). Около пяти тысяч трейлеров к фильмам.
- Spinnin' Records (2,5). Музыкальный канал независимой голландской звукозаписывающей компании (в основном электронная танцевальная музыка).
- WWE Fan Nation (2,4). Рестлинг, фрагменты поединков.
НОВЫЕ ЖАНРЫ
Видеохостинги, в первую очередь, YouTube, породили множество новых жанров и способов творческой самореализации. Вот некоторые из них:
- Haul video (hauls). Демонстрация «улова», то есть последних покупок, с вниманием к различным нюансам. Жанр, близкий к unboxing.
- Пранк-видео. Пранк (розыгрыш), снятый на видео.
- What's in my bag. Рассказ о предметах, поочередно извлекаемых их сумки (рюкзака, кошелька).
- Unboxing. Распаковка и последующая демонстрация покупок, как правило, хай-тек продуктов. Жанр возник еще в 2006 году.
- Записи с видеорегистратора. Забавные или шокирующие происшествия, зафиксированные автомобильными регистраторами.
- Playthrough. Процесс прохождения видеоигр, сопровождаемый более или менее остроумными комментариями. Очень популярный жанр.